Ошибки освещения в трехмерной сцене

Удивительно, но, если из самой захватывающей сцены убрать все освещение, то даже самые мастерски созданные модели становятся несколько скучными.

Все дело не только в наличии освещения, а в его корректности. Требуемые навыки в вопросах расстановки света при визуализации ничем не уступают по важности навыкам самого моделирования. Освещение имеет отношение к художественной части визуализации, повышению уровня реалистичности.

3d моделирование
Правильная расстановка и настройка света — важный момент в создании реалистичной визуализации

Особенно важно правильное освещение, когда задачей визуализатора является:

  • 3d моделирование помещений;
  • адаптация модели в реальную панораму;
  • создание 3d визуализации интерьеров;
  • визуализация ландшафта (в 3d max, maya и т.д.).

Рассмотрим самые серьезные и частые ошибки освещения при визуализации. Несмотря на то, что освещение – важная необходимость, оно обсуждается крайне редко. Из-за этого большинство художников испытывает ряд сложностей при построении финальных элементов трехмерной сцены.

Ошибка №1. Стационарность тени и мягкость света

Довольствоваться размером одной лампы – почти всегда ошибка. Художникам следует помнить, что размер лампы очень сильно влияет на конечный результат.

Следует помнить, что динамика ламп может создавать мягкую тень (которая приносит атмосферу спокойствия, пасмурность и пр.) или жесткую тень (резкие линии дневного света, выделение отдельных деталей объекта). Всегда необходимо экспериментировать с размерами ламп и их позициями.

Ошибка № 2. Чрезмерное усердие

Очень часто среди новичков возникает ошибка чрезмерного освещения. Поскольку инструкции требуют добавления света, то визуализатор часто может «перегнуть палку». Переосвещение устраняет тени, которые играют важнейшую роль в визуализации. Если теней и вовсе не будет, модель будет казаться плоской, двухмерной. Теней не следует избегать, ими нужно управлять. Естественно, сцена не должна целиком «погрузиться во мрак» и стать одной сплошной тенью.

Ошибка № 3.  Отсутствие цветов

Почему-то среди многих художников распространено мнение, что свет должен быть белым, а тени непременно черными. Это, конечно правда, но только в том случае, если модель должна быть черно-белой. Экспериментируйте с цветами ламп, разнообразие цветов способно не только передавать силу эмоций, но и создать модель более реалистичной, адаптированной в реальность.

визуализация ландшафта в 3d max
Работа с цветом освещения делает сцену более живой

Ошибка №4. Отсутствие акцентов

Свет нужен не только потому, что он присутствует в реальной жизни. Освещение позволяет акцентировать внимание на основном объекте сцены. Всё, что одинаково освещено – одинаково не важно. Главные объекты получают больше света, второстепенные – меньше.

Ошибка №5. Текстура света

Свет очень редко текстурируют и это, естественно, является ошибкой, особенно в ряде случаев. А ведь интересные эффекты, чаще всего, достигаются именно так.

Подводя итоги, отметим, что размер, цвет, текстура, положение элементов освещения позволяет не только подчеркнуть все достоинства модели, но и сделать сцену более реалистичной и атмосферной.