Свет играет важную роль при создании любой трехмерной модели, поэтому работа с освещением является одним из ключевых компонентов в 3D визуализации. Выбор источников света отвечает за создание определенного впечатления, которое будет производить макет, а, как известно, эмоции влияют на оценку восприятия не меньше, чем рациональное мышление.
Как правильно использовать освещение в визуализации
Полноценная 3D модель должна выглядеть как нечто вещественное, а, как известно, все материальные предметы отбрасывают тени. Кроме того, работа с освещением в ходе создания визуализации позволяет наделить композицию своим настроением. Можно выделить следующие основные типы освещения в соответствии с источником света и их особенностями.
- Прямые солнечные лучи. Пожалуй, самый быстрый в плане настройки. Популярен для интерьеров помещений, используемых в дневное время, а также для придания объема экстерьеру или макетам зданий. Однако такие нюансы, как необходимость уметь грамотно работать с эффектом пересвета и с балансировкой темных углов вдали от источника света (например, от окна) необходимо учитывать при создании финальной картинки.
- Дневное естественное освещение без прямых лучей солнца. Хорошо проявляют себя при использовании для помещений с большими окнами, в то время, как маленькое окно даст недостаточно света, и часть комнаты останется в тени.
- Сочетание прямых солнечных лучей и искусственного света. Интерьер показывается в дневное время, при этом активация разных люстр, бра или торшеров помогает избежать образования темных пятен вдали от окна. Настоящая находка для комнат со множеством предметов мебели.
- Пасмурный свет и искусственные источники. Лучше всего подойдет для передачи уютной атмосферы и демонстрации всех тонкостей интерьера.
- Вечернее освещение. Источник света – исключительно искусственный, свет от окон не поступает. Может быть как рассеянным (люстра на потолке), так и точечным (небольшой торшер на камине).
Все источники света должны использоваться таким образом, чтобы соответствовать естественной ситуации, характерной для данного объекта.
Важно помнить, что роль освещения состоит в придании объема и грамотном создании теней в визуализации. Более реалистичное изображение может быть достигнуто за счет глобального освещения, однако такая визуализация будет более сложной в техническом плане.
Технические нюансы
В разных программах, предназначенных для 3D моделирования, есть отдельные инструменты, позволяющие создать имитацию естественного и искусственного освещения. К примеру, для 3D Max по умолчанию используется общая схема, которая, однако, не дает теней на изображении, поэтому полноценная фотореалистичная модель требует добавления источников света в финальную сцену. Это могут быть направленные или ненаправленные источники, каждый из которых может быть дополнительно изменен в соответствии с реальным проектом. Понадобится настроить не только свет, но и рендер для того, чтобы интерьер был легко воспринимаемым и в то же время реалистичным.
Тени, формирующиеся при рендеринге, зависят от того, какой алгоритм предусмотрен для этого программно. Однако чаще всего для достижения естественного эффекта так называемых мягких теней необходимо провести дополнительную работу. Геометрически четкие края теней создают ощущение нереалистичности картинки, хотя с первого взгляда неспециалисту будет сложно определить, что же не так со сценой.
Вместо заключения
Современное программное обеспечение для создания трехмерных моделей интерьеров предоставляет все необходимые возможности, помогающие правильно распределить свет в процессе визуализации. Грамотное их использование позволяет добиться максимальной естественности и более легкого восприятия объекта.