Аддитивные технологии постепенно захватывают все новые области применения. Производитель спортивной экипировки Adidas планирует запустить массовое производство кроссовок с использованием 3D-печати. Клиенты смогут заказать услуги 3d моделирования, создать персональный вариант модели, выбрать цвет и рисунок. Ожидается, что трехмерная печать сделает экономически оправданным выпуск небольших партий обуви, и даже индивидуальных моделей, приспособленных под вес и походку клиента.
До сих пор 3D-печать обуви не стала массовой и используется только для создания прототипов или дорогих индивидуальных заказов. Причина в медлительности существующих методов печати, высокой себестоимости и низком качестве, по сравнению с традиционными методами пошива спортивной обуви. Но все эти проблемы в ближайшее время могут быть решены, к тому же стоимость визуализации в 3d max для одной пары невелика, так что в итоге это может стать выгодным решением.
Adidas возлагает надежды на стартап Carbon из Кремниевой долины, у которого есть технологии производства подошвы, сопоставимые по цене и скорости с обычными методами. Материалом для 3D-печати служит жидкая полимерная резина, затвердевающая под воздействием света. Правда, печать одной пары подошвы пока занимает полтора часа. Adidas рассчитывает, что Carbon сможет сократить это время до 20 минут, тогда в следующем году можно будет на 3D-принтере изготовить партию из 100 тысяч пар кроссовок. Цена вначале, конечно, будет высокой, но по мере совершенствования технологии и доступности расходных материалов, она будет снижаться, к тому же стоимость 3d визуализации не слишком влияет на итоговую цену пары такой обуви.
К преимуществам 3D-печати обуви можно отнести идеальную точность исполнения, возможность реализовать смелые дизайнерские решения, массовое создание обуви по индивидуальному заказу. Пока объемы производства 3D-кроссовок Adidas невелики и больше напоминают PR-акцию. Конкуренты из Nike и New Balance тоже занимаются трехмерной печатью, но пока все ограничивается созданием прототипов.
Сейчас выпускать небольшие партии обуви не выгодно. Чтобы оправдать создание металлической формы для подошвы, надо выпустить минимум 10 тысяч пар. 3D-печать ускорит создание новых моделей и увеличит количество вариантов, время от начала проектирования до поставки обуви в магазин сократится на 12-18 месяцев.