3D моделирование и археология

Развитие 3D моделирования, проектирования и печати трехмерных объектов происходило относительно медленно. Программное обеспечение развивалось поэтапно: если первые версии 3Dmax были способны создавать простейшие 3D-структуры, при этом ресурсы компьютеров ограничивали дизайнера практически во всем, то современное ПО позволяет практически все — визуализация ландшафта в 3D max, моделирование физики процессов и 3D — динамические сцены, которые порой невозможно отличить от реальности.

визуализация ландшафта в 3d max
Визуализация археологических объектов порой неотличима от настоящей фотографии

В археологию трехмерные технологии пришли относительно резко. Еще вчера, грубо говоря, люди работали лопатами и кисточками, выставляя в избранных музеях лучшие экспонаты, а уже сегодня на археологических площадках творятся чудеса – при помощи специализированных сканеров бесценные экспонаты «распечатываются» на трехмерных принтерах и множатся по всем музеям мира.

Заполнение информационного вакуума: влияние 3D-технологий на популяризацию археологии

Наверняка многие согласятся, что основной целью любой науки является практическое применение результатов и донесение их до как можно большего числа людей.

Говоря об археологии, следует отметить, что между всеми археологическими открытиями и любопытными умами образовался довольно значительный информационный вакуум. Это не случайно, ведь любой археологический экспонат настолько бесценен, что его не следует возить по разным музеям, наоборот — лучше всего хранить его в темном, сухом и безопасном месте. Однако, тогда невозможно будет свободно демонстрировать достижения этой увлекательной науки. Людям необходимо видеть своими глазами все это: начиная с черепа неандертальца и оканчивая орудиями Чингисхана.

3d моделирование городов и отдельных зданий
Благодаря трехмерной визуализации можно наглядно показать не только экстерьеры, но и интерьеры исторических объектов

Трехмерное проектирование в совокупности с технологией 3D-печати создает спектр новых возможностей – создание точных копий предметов далекого прошлого наших предков. Только вообразите себе – в каждом музее мира (даже, в малых региональных музеях), школах, университетах могут находиться 100% копии и модели первобытного оружия, посуды, одежды, древних научных приборов и пр.

Заполнение пробелов в научных археологических воззрениях

Важной областью применения технологий 3D является использование моделирования в археологических исследованиях древних цивилизаций. Подобные открытия возможны только благодаря компьютерным технологиям и трехмерному моделированию.

Например, создание точных моделей египетских пирамид. Визуальные среды позволяют добиваться не только оригинальных масштабов конструкций, но и их физических и химических свойств: состав, масса, плотность, коэффициенты прочности и упругости. Созданные и исследованные модели пирамид позволили окончательно подтвердить и опровергнуть многие теории их построения.

Раскапывая древние города прошлого, погружаясь в такие легендарные цивилизации, как Древний Рим, Египет, Греция, Индия, Китай и т.д., археологи сталкиваются с реальными визуальными задачами. Так, например, при помощи технологий удалось произвести 3D моделирование городов древнего Рима, в том числе города Помпеи задолго до извержения легендарного Везувия. 3D реконструкция древних городов позволила определить уровень жизни, традиции и инженерные соображения архитекторов древности. Загадки архитектуры наших далеких предков также во многом были раскрыты благодаря 3D-моделированию.