Удивительно, но, если из самой захватывающей сцены убрать все освещение, то даже самые мастерски созданные модели становятся несколько скучными.
Все дело не только в наличии освещения, а в его корректности. Требуемые навыки в вопросах расстановки света при визуализации ничем не уступают по важности навыкам самого моделирования. Освещение имеет отношение к художественной части визуализации, повышению уровня реалистичности.
Особенно важно правильное освещение, когда задачей визуализатора является:
- 3d моделирование помещений;
- адаптация модели в реальную панораму;
- создание 3d визуализации интерьеров;
- визуализация ландшафта (в 3d max, maya и т.д.).
Рассмотрим самые серьезные и частые ошибки освещения при визуализации. Несмотря на то, что освещение – важная необходимость, оно обсуждается крайне редко. Из-за этого большинство художников испытывает ряд сложностей при построении финальных элементов трехмерной сцены.
Ошибка №1. Стационарность тени и мягкость света
Довольствоваться размером одной лампы – почти всегда ошибка. Художникам следует помнить, что размер лампы очень сильно влияет на конечный результат.
Следует помнить, что динамика ламп может создавать мягкую тень (которая приносит атмосферу спокойствия, пасмурность и пр.) или жесткую тень (резкие линии дневного света, выделение отдельных деталей объекта). Всегда необходимо экспериментировать с размерами ламп и их позициями.
Ошибка № 2. Чрезмерное усердие
Очень часто среди новичков возникает ошибка чрезмерного освещения. Поскольку инструкции требуют добавления света, то визуализатор часто может «перегнуть палку». Переосвещение устраняет тени, которые играют важнейшую роль в визуализации. Если теней и вовсе не будет, модель будет казаться плоской, двухмерной. Теней не следует избегать, ими нужно управлять. Естественно, сцена не должна целиком «погрузиться во мрак» и стать одной сплошной тенью.
Ошибка № 3. Отсутствие цветов
Почему-то среди многих художников распространено мнение, что свет должен быть белым, а тени непременно черными. Это, конечно правда, но только в том случае, если модель должна быть черно-белой. Экспериментируйте с цветами ламп, разнообразие цветов способно не только передавать силу эмоций, но и создать модель более реалистичной, адаптированной в реальность.
Ошибка №4. Отсутствие акцентов
Свет нужен не только потому, что он присутствует в реальной жизни. Освещение позволяет акцентировать внимание на основном объекте сцены. Всё, что одинаково освещено – одинаково не важно. Главные объекты получают больше света, второстепенные – меньше.
Ошибка №5. Текстура света
Свет очень редко текстурируют и это, естественно, является ошибкой, особенно в ряде случаев. А ведь интересные эффекты, чаще всего, достигаются именно так.
Подводя итоги, отметим, что размер, цвет, текстура, положение элементов освещения позволяет не только подчеркнуть все достоинства модели, но и сделать сцену более реалистичной и атмосферной.