На смену высокореалистичным фотографиям и видеороликам пришли новые виды реальности – виртуальная (VR) и дополненная (AR). Что это такое, чем они отличаются друг от друга и как могут применяться в современном мире?
Виртуальная реальность
С понятием VR многие на сегодня знакомы по фантастическим фильмам, где при помощи специальных устройств человека погружают в созданный искусственно мир. Впрочем, сегодня VR может испытать на себя любой желающий – достаточно надеть на себя очки, шлем или гарнитуру и испытать эффект присутствия. Есть и другие способы погружения в искусственно создаваемый мир, в том числе применение специальных устройств для передачи тактильных ощущений.
VR используется в следующих сферах:
- Развлечения. Прежде всего это компьютерные игры, при этом особое место среди них занимают всевозможные симуляторы. Это максимальная реалистичность, которая может быть достигнута в данном жанре.
- Обучение. Некоторые виды деятельности требуют практики, и здесь помогают технологии виртуальной реальности. Это могут быть наглядные виртуальные экскурсии или подготовка практического плана с использованием программ-симуляторов, практически неотличимых от реальной действительности.
- Видеопродукция. Если в компьютерных играх участник непосредственно взаимодействует с объектами искусственно воссоздаваемой окружающей среды, то при просмотре видео он является пассивным участником, что, впрочем, не мешает ему переживать всю гамму ощущений от просмотра.
- Маркетинг. Технологии виртуальной реальности могут быть использованы в рекламных целях.
Дополненная реальность
AR, или дополненная реальность, не отрывает человека от окружающего мира, как и следует из ее названия, дополняя его определенными объектами. Для ее реализации пользователям также требуются определенные технические устройства, которые смогут «достраивать» компоненты к реально существующим объектам. AR получила большое распространение в последние годы в следующих сферах.
- Мобильные технологии. Современные мобильные устройства обладают достаточным техническим потенциалом для установки самых разных программ, в том числе и тех, которые предлагают пользователю функционал, связанный с AR. Например, можно использовать технологию для того, чтобы в путешествии захватить в камеру интересующий объект и сразу же получить на дисплей краткую информацию о нем.
- Компьютерные игры. Пожалуй, самым очевидным и известным примером здесь является игра под названием Pokemon Go, однако и до нее выпускалось немало проектов, связанных с дополненной реальностью.
- Военные технологии. Постепенно отказываясь от использования дисплеев, техника начинает проецировать нужную информацию непосредственно на лобовое стекло для удобства водителя.
- Медицина. Результаты обследования теперь могут отображаться на теле пациента, что избавляет врача от необходимости сравнивать его состояние и полученные на рентгене или томографии снимки.
- Реклама. Под внимание маркетологов попадает любая технология, и AR тоже не избежала этой участи.
Так, например, английская студия «Hot Knife» разработала виртуальный тур по галерее BACKLIT (Ноттингем, Великобритания).
Технологии виртуальной и дополненной реальностей уже не являются чем-то фантастическим, и большинство из нас могут хотя бы в ознакомительных целях попробовать их на себе. Исследования в этой области наверняка сделают оба высокотехнологичных мира доступнее для рядовых пользователей в будущем.